Есть актрисы о которых пишут несправедливо мало. Не потому, что они не талантливы. Напротив, в артистической среде
они часто являются критерием профессионализма, ими восхищаются ценители, только вот плутовка-судьба их не жалует.
Общественное мнение склонно представлять театральных звезд эксцентричными, скандальными, но уж никак не интеллектуальными,
интелегентными, рефлексирующими.
Лоск славы не приемлет трагизма. Нина Шаролапова - один из самых тонких мастеров украинского психологического театра, звезда по дарованию,
увы не обрела такой же статус в общественном сознании. Может и впрям она слишком умна и ранима, чтобы быть предметом всеобщего обожания?
- Вы могли бы заниматься другой профессией?
- Наверное...Наверное...
- Гуманитарной?
- Нет, скорее медициной, которая меня и притягивала, и пугала, и давала мужество. Я всегда преклонялась перед людьми, работающими в этой профессии.
- Тогда что же привело вас в театр? Ведь актер - это особое состояние души.
- Она-то привела меня в театр. Я очень рано поняла, что душа - это мое богатство, которое я должна охранять. Мне когда-то Игорь Ильинский, мой педагог, сказал: "Девочка, у тебя трагический дар - его нужно беречь".
Поняв это, я стала в творчестве очень обособленным человеком. Мы раньше не знали понятия медитация. А это, по сути, является начальной школой в театральном институте: умение собрать себя. Как только начинаешь, кто ты есть,
на что способен - приходит результат. Когда ты все знаешь и все внутри тебя подчинено цели, - ты непременно достигнешь ее.
- Вы глубокая психологическая актриса, обладающая еще и виртуозной техникой.
- Этой технике я обязана живописи и поэзии. Еще в институте обо мне сказали: "Шаролаповой систему Станиславского читать нельзя". Потому что у меня такая природа, которую нужно постояно обуздывать. То есть, сказать грубо -
чтоб не было темперамента ради темперамента, чтоб могла себя контролировать. И вот этот эмоциональный контроль мне дает изучение живописи и чтение стихов. Учишься четче распределять свои эмоции, ищешь железную логику поступка.
- Вы считаете, что реализовались как актриса?
- На каком-то уровне, да. Когда-то во "Власти тьмы", в "Молодой хозяйке Нискавуори" я играла роли, соответствующие своему возрасту. Потом резко перешла в другую ипостась, сыграв в "Рядовых" Дударева сумасшедшую. Тогда я поняла,
насколько много еще во мне не открыто. И сегодня нет ощущения реализованности, хотя я знаю, что в себе искать.
- А острохарактерные роли вам близки?
- Вообще меня мало использовали в таких ролях, хотя у меня заводной характер. Вот, например, в Москве, после наших гастролей со спектаклем "Руслан и Людмила", где я играла Наину, написали: "Спектакль называется "Руслан и Людмила",
но его смело можна назвать "Наина". Сознательно к острой характерности в этой роли я не стремилась. Играла так, как написано у Пушкина. Последней удачной характерной ролью, мне кажется, была Служанка в "Кровавой свадьбе" Ф.Г. Лорки.
Там я сумела добиться сочетания характерности и драматизма, потому что чистая характерность - тоже не мое. Я серьезный человек. Если сердце не болит, не идет "кровь и мясо" - мне неинтересно. Мне присуща скорее трагикомедийность.
В "Уроках музыки" у Виктюка у меня была крайне драматическая, даже трагическая роль, где было всего намешано, поэтому она и получила такой резонанс. Роман Виктюк говорил тогда нам, актерам: "Здесь все от русского поля, от поля,
которое вовремя не вспахали..."
- Вы известны своим чувством юмора, сногсшибательной иронией...
- Да, но комедию я почти не играла.
- А хотелось?
- Даже не знаю. В роскошной комедии, чтоб это были живые люди, а не марионетки, исполнители чужой воли, конечно, хотелось бы сыграть.
- А почему после Щепкинского училища в Москве вы поехали в Украину?
- По дурости... А если серьезно... Тут был режиссер Эрин. Он смотрел наш курс и сразу пригласил меня на большую роль в большом спектакле "Власть тьмы". Театр обеспечивал квартирой. И я поехала в Киев, хотя имела приглашения из Ленкома
и Малого театра. Позже меня звали в Ленинградский БДТ, но я считала, что от добра добра не ищут. Не могу сказать, что в Театре русской драмы мне было плохо; все время играла, была занята, а если и были простои, то все равно форму профессиональную
не теряла.
- С кем из партнеров в театре вам нравилось работать?
- С Адой Роговцевой, Женей Паперным. С Лешей Бакштаевым, который был очень "теплым" артистом, а это всегда очень важно для того кто колюч, резковат, вроде меня. Вообще, хороший умный партнер, умеющий прочертить, а не прокричать роль - большое счастье.
В этом плане мне безумно нравилось и нравится работать с Адой Роговцевой: в "Матушке Кураж", "Хозяйке", "Вечернем свете"...
- А с кем из режиссеров получалось?
- С Эриным, Митницким, Валей Козьменко-Делинде, Юрой Одиноким, Романов Виктюком...
- Виктюка актеры боготворят. В чем его секрет?
- У него есть великий театральный дар и умение общаться с молодыми. Замечать все новое и, как губка, впитывать это в себя, тут же обращать во благо своей работе. Кроме того, у него потрясающее чутье на актерский ритм. О ритмической партитуре его спектаклей
можно тома писать.
- Кстати, вы сами не пишете?
- Вела дневник в молодости. Теперь перечитываю и думаю: "Боже, насколько я тогда была умнее!" А потом понимаю - нет. Тогда я описывала какую-то выдуманную жизнь. А сегодня, наверное, стала мудрее.
- Вы прекрасно читаете стихи, никогда их сами не сочиняли?
- Когда-то мне казалось, что во мне есть и этот дар. И все-таки, читая Пушкина, Цветаеву, Ахматову,
Северянина, Волошина, Мандельштама,
я поняла, что соревноваться с такими поэтами невозможно. Чтение их поэзии и есть истинное творческое наслаждение. Ты словно переживаешь чужое вдохновение.
- Пародоксально, но призами вы - подлинная театральная актриса - награждались в основном за кинороли...
- Я не люблю кино. Хотя мне приятно было работать с Мишей Беликовым в его первом фильме "Ночь коротка", в "Карусели" Попкова, где был интересный творческий альянс с Нееловой и Будрайтисом. Я успела поработать
в единственной картине Жоры Буркова, которую он снял перед смертью. В той роли было что-то русское, женское, то, что мне особенно дорого. Приятно было работать с Мишей Ильенко - тонким, интеллигентным кинорежиссером.
А вообще, с кино у меня очень сложные отношения. И в Москве в студенческие годы, и когда приехала в Киев мне не очень-то разрешали сниматься. Поэтому я всю сознательную жизнь отдавала театру, а в фильмах снималась
чуть ли не конспиративно. Так что о кино у меня сложилось мнение, как о чем-то не основном в карьере артиста, но запретном, апотому и манящим.
- Ваше кредо в искусстве?
- Не делай зла другим.
(По материалам газеты "День")
У 2000 році ШАРОЛАПОВІЙ НІНІ ВОЛОДИМИРІВНІ присвоєнне звання Народний артист України - за вагомий особистий внесок у розвиток українського театрального мистецтва та високий професіоналізм.